Райан Салливан - чемпион без короны
В лиге он был машиной для зарабатывания баллов. До сих пор является одним из самых результативных гонщиков в польских чемпионатах. Никогда, правда не добивался громких индивидуальных достижений. Несмотря на это, он заслужил присутствие в галерее славы.
Если в современной истории вспоминать имена спортсменов, которые не завоевали титул Личного Чемпиона Мира по спидвею, и это явно не заслуженно, то на первый план рядом с Ли Адамс выходит его соотечественник Райан Салливан. У Райана было все, чтобы выиграть мировой чемпионат - харизма, техника, рефлексы, профессиональная команда. И, однако, остался немного в тени Джейсона Крампа, своего сверстника, которому удалось стать сильней шим три раза в его карьере. За то в польской лиге, Салливан разделял и правил, раздавал карты и диктовал условия. Всегда был на высоте.
Несомненно, он является одним из самых выдающихся гонщиков мира в истории этой дисциплины. Его спортивная судьба часто связывалась, прежде всего, с Торунем, Ченстоховой, и Марком Лорамом. Родом из Мельбурна, второго по величине города в Австралии. Родился 20 января 1975 года. 20 лет спустя он завоевал свой первый международный успех в спидвее. Золотую медаль повесили на шею Салливана в 1995 году в Личном Чемпионате Мира среди юниоров, который состоялся на стадионе в финском Тампере. Он был выше упомянутого Джейсона Крампа и Даниэль Андерссона.
Из его биографии можно узнать, что в спидвей он попал случайно, когда в детстве в подарок получил мотоцикл. В отличие от многих гонщиков, он не пришел из семьи мотоциклистов. О спидвее он много узнал от Шейна Паркера. Приобрел у него опыт и участвовал в Личном Чемпионате Австралии до 16 лет и 21.
Дебют мечты
Эксперты заметили его талант. Яцек Гаевски в конце концов, уговорил его на старты в польской лиге, и уже в 1996 году был заключен контракт с командой Апатор Торунь. Кроме него, торуняне имели в составе Марка Лорама и оба иностранцы вызывались по очереди. Салливана чаще выпускали на выездные игры. Дебютировал 7 мая в матче на треке в Жешуве. Его показатель составил 9 очков (П,3,3,3,0). И так же, как в этом матче, так и в остальных чаще напротив его имени стояли тройки. В 11-и матчах, в которых участвовал, только 2 раза заканчивал заезде в конце! А ведь большинство трасс видел в глаза первый раз в жизни.
Первый комплект очков и феноменального выступления провел в финале лиги против Влукняжа Ченстохова (18 очков - 3,3,3,3,3,3), никто уже не сомневался, что Райан Салливан - это талант в меру чемпиона мира. В последующие годы он строил свою карьеру. В Торуне уже немогли себе представить команду без него, а сам он подниматься вверх по карьерной лестнице. Все чаще он, а не Марк Лорам надевал пластрон Апатора.
В 1998 году он стал полноправным участником цикла Спидвей Гран-При. В ближайшее время на постоянной основе принимал участие в национальной сборной, с которой дважды выиграл Командный Кубок Мира (2001, 2002). Индивидуально однако, немного робко, маленькими шажками выходил в лидеры. В сезоне 2001 года занял в итоге 4-ое место. Год спустя завоевал бронзовую медаль.
Ченстохова вторым польским домом
Карьера австралийца вместе с началом нового тысячелетия совпало со сменой клубных цветов. Правда, Салливан, в 1999 году уходил из Апатора в Полонию Быдгощ, но после года приключений за забором, он вернулся в Торунь. В Городе Коперника не задержался надолго, ибо уже в 2001 году познакомился с Влукняжем Ченстохова. В команде Львов заменил... Марка Лорама, тогдашнего Личного Чемпиона Мира.
В сотрудничестве с ченстоховском клубом Салливана убедил Мариана Масланку, многолетнего председателя Влукняжа, а ныне эксперта и обозревателя WP SportoweFakty.
- Райан во Влукняже был 6 лет. Этот период был насыщен большими успехами клуба, а сам Салливан стал капитаном команды, неотъемлемым ее элементом, от которого начиналась строительство команды.
Масланка рассказал, как он пришел к сотрудничеству перед началом сезона 2001 года:
- Выглядело это так, что до самого конца мы были с Марком Лорамом. Мы были очень довольны его стартами во Влукняже, тем не менее, требования, которые он выдвигал вместе с менеджером, безусловно, превышали наши возможности. Не было никаких шансов на соглашение. Довольно долго это продолжалось, и честно говоря, мы уже тогда искали другого гонщика на место Марка. Окончательное решение было принято во время моего пребывания в Англии, в Ковентри. Там был финал лучших гонщиков лиги британской. Я вел там переговоры с несколькими гонщиками, для которых мы подготовили предложения, которые мы разработали тогда вместе с вице-президентом Романом Маковским. Это были Питер Карлссон, и Крис Луис. У меня также было еще одно предложение для Райана Салливана. Во время этих соревнований он выступил великолепно, впрочем, его выиграл. После завершения мы договорились, что поставим на него, и он будет выступать в наших цветах. Райан принял это с удовольствием.
- И так с сезона 2001, совместно с его менеджером Яцеком Гаевским появились в Ченстохове. Изначально это была довольно большая неизвестность. Говорили, что Райан - это такой немного отшельник. Не отождествляет себя с командой. После предварительного периода ознакомления с окружающей средой, были тяжелые моменты, когда мы должны были защитить звание чемпионом. Тогда Райан показал себя с удивительной стороны. Он был очень хорошим командиром команды, ее духом заразилась команда. Вместе с Райаном мы боролись до конца, чтобы эту защитить звание чемпионов Экстралиги, и это удалось. А мы тогда действительно имели много проблем. После последних соревнований в присутствии зрителей мы подписали с Райаном контракт еще на один сезон. Райан с флагом Влукняжа пробежал полный круг, а потом сказал: "Мариан, это что-то невероятное. Я чувствовал, что я Кэти Фримен после победы в беге на 400 метров на Олимпиаде в Сиднее". Это было что-то чудесное, очень это оценил. Во Влукняже почувствовал себя очень хорошо и с процентами отдал все в последующих сезонах, - продолжил он.
Воспоминаниями поделился Ярослав Думек, другой персонаж из ченстоховского окружающей среды.
- Райан - это тот парень, который много помогал Влукняжу. Некоторые усомнились в него в начале, и он начал приносить комплекты. Как проигрывал, это отдельные только заезды. Мгновенно стал лидером и любимцем жителей Ченстоховы.
Индивидуальная блокировка
Салливан после первого сезона, проведенного в Ченстохове стал свирепым, как лев, напечатанный в гербе Влукняжа. Для него было неважно, где выступать дома или на выезде. Для соперников он не имел жалости и раз за разом записывал рядом со своей фамилией 3 очка за победу. В какой-то момент с Гжегожем Валасеком создал идеальную пару, которая понимала друг друга без слов. Впрочем, они ездили вместе и в Kaparnie Goeteborg.
- Если только у него была возможность, он старался помочь товарищам по команде. Он всегда был сосредоточен на том, чтобы свою работу выполнить так хорошо, как только возможно, - сказал Ярослав Думек.
Венцом пребывания в Ченстохове была золотая медаль Командного Чемпионата Польши в 2003 году. В финале Львы во главе с Райаном Салливаном во главе, победили... Апатор Торунь.
Индивидуально все же шло в неправильном направлении. К сожалению, в 2002 году, хотя Райан Салливан выиграл свой первую (и как оказалось единственную) медаль ЛЧМ, допустил страшное падение, которое, по мнению Мариана Масланки имело влияние на его дальнейшую карьеру.
- Я думаю, что индивидуально он только доходил до большого уровня, - считает почетный президент Влукняжа Ченстохова. - Эта бронзовая медаль - это был такой вход. Думаю, что были бы последующие успехи, но очень опасная авария, когда на прямой во время Гран-При в Гожуве было ужасное падение. Остальные гонщики едва прошли мимо. Он сломал тогда ключицу, и это его подломило, если речь идет о турнирах Гран-При, - сказал Масланки.
Интересно, что Салливан не имел проблем с завоевание очков во Влукняже, а также в английской и шведской лиге. В цикле лучших райдеров мира началось же падение. Наверное проблема была в психике – заключает Масланки.
- Если бы один гонщик его тогда не объехал, была бы большая трагедия. Быть может это на него так повлияло. Позднее он старался в этих Гран-При делать результат, но уже не получалось так хорошо. А ведь в 2002 году допустив падение он потерял серебряную медаль. Казалось, что скоро не останется ему ничего другого, как прыгать на эти два места выше и завоевать титул чемпиона мира. Но что-то однако, изменилось. Что важно, у него был трудный сезон, Гран-При, а приезжал на лигу и делал результаты, близкие к комплекту. В Ченстохове, он чувствовал себя очень хорошо, это не обсуждается. Гонщика нужно ценить, уважать, и тогда он даст много от себя. Начать, однако, следует от себя и иметь много понимания. Его истоки у нас не были легкими, потому что он был единичным в команде, но в нужный момент все прошло, это все в правильном направлении, - добавил он.
Ярослав Думек позволил себе сравнивать Салливана с легендой Унии Лешно, упомянутого в начале Ли Адамса.
- Их многое связывает, потому что он также мог быть на вершине, но всегда чего-то ему не хватало, чтобы стоять на высшей ступени пьедестала ЛЧМ. Я считаю, что он это заслужил.
В конечном итоге Райан Салливан в своем активе имеет только одну медаль ЛЧМ с 2002 года. Спустя три года дошло до ситуации, когда, откровенно слабо начал выступать В Гран-При и попрощался с соперничеством за звание чемпиона мира. А в лиге, все также, его позиция была непоколебима. Выступал замечательно. Так же, как в матче Влукняжа в Лешно, когда набрал полный комплект очков, благодаря чему Львы выиграли 46:44. Впрочем, позже в своей карьере неоднократно были важные розыгрыши. Например, в 2012 году завоевал для торунян бронзовую медаль Командного Чемпионата Польши в Зелена-Гуре.
Возвращение в Торунь
В какой-то момент интенсивность стартов Райана Салливана ослабила его организм. Ослабленный австралиец начал болеть, и даже было заражение крови. 2006 год оказался последним для Райана в составе Влукняжа. Болельщики Львов долго не могли смириться с его уходом. Ведь в их любимом клубе он провел 6 лет, выиграв чемпионат и вицечемпионство страны и дважды бронзовую медаль.
- В большинстве этих сезонов сотрудничество было очень хорошим. Понимали все прекрасно. В любой ситуации мог посоветовать, подходил к коллеге по команде. Концовка была непростой, потому, что достала его болезнь. Мы оба не смогли в этой сложной ситуации найти выход. Я видел, что он очень хочет, но ничего не выходит. Это усиливала у него нервозность. Стартовал очень много. Я помню, что в течение недели он участвовал в 8 соревнованиях, то есть в один день выступил в двух матчах в Англии. Невероятный усилия и когда-нибудь должно было это на здоровье отразиться. Концовка его стартов у нас не была такой, как он ожидал, болельщики или руководство клуба. Мы приняли решение, что, может быть, лучше будет, если он вернется в клуб, из которого к нам пришел, в который, впрочем, вернулся Яцек Гаевски и там попытается восстановить форму. И это случилось! И это очень умный способ подошел для дальнейшей карьеры. Благодаря тому, что поправился, был очень хорошим гонщиком в Торуни, - вспоминает Мариан Масланки.
На самом деле возвращение в Торунь, где же начинал свое приключение в польском спидвее, было очень удачным. С этого момента, вплоть до окончания карьеры вместе с торуньским клубом в течение 7 лет завоевал целых 6 медалей Командного Чемпионата Польши! Подвиг просто невероятный, но реальный. Салливан только в XXI веке в команды из Торуня выиграл чемпионат Польши, трижды серебро и дважды бронзу. Это невероятно!
Важно, что в трудные моменты не ставил все с ног на голову. Его команда состояла из людей надежных, с которыми он сотрудничал в течение многих лет.
- Это еще одна вещь, которая свидетельствовала о том, что для сотрудничества вы выбрали профессионалов и он ими не жонглировал. Он знал, что те люди, которые находятся рядом с ним, выполняли кусок чудесной работы. Он доверял им, а они ему, - считает Думек.
Убегающий фотожурналист и скорость из Формулы-1
В долгой карьере Райана Салливана, естественно, не могло не быть анекдотичных моментов. Те, кто сотрудничал с ним в Ченстохове, делятся воспоминаниями. Ярославу Думеку сразу пришла в голову, погоня австралийца за одним из ченстоховским фотожурналистов, который нажал на кнопку спуска фотоаппарата в неподходящий момент.
- Наиболее запало мне в память, это, когда один из фоторепортеров, пришлось бежать по траве от Райана. Когда зажегся зеленый свет, фотожурналист сделал, сосредоточенной на старте спортсменам фотографию, и когда Райан увидел вспышки отпустил сцепление и въехал в ленту. Тогда его раздражение достигло апогея. Сейчас вспоминаешь и смеешься, нечасто можно увидеть, чтобы гонщик после фальстарта преследовали фотожурналиста - рассказал бывший менеджер Влукняжа.
В свою очередь Мариан Масланки напоминает матч в 2004 году, когда в понедельник Влукняж принимал команду из Зеленой Горы. Встреча запланирована нетипично на 11 часов, а все это для того, чтобы Райан Салливан мог успеть на вечернюю гонку Peterborough Panthers на Британских Островах.
- Тогдашний вице-президент по финансовым вопросам Роберт Яблонски на своем Porsche за час и 55 минут отвез Райана из Ченстоховы до аэропорта Окенце в Варшаве. В те времена, когда не было скоростных дорог, это был подвиг и не маленький. Представьте себе выражение лица Салливана, когда иногда счетчик показал 300 км/ч. Райан успел на рейс, сел в самолет, но... он не взлетел из-за поломок. Что ж, мы сделали все, а как раз произошла такая незадача - рассказал Масланки.
Кроме того, благодаря Ярославу Думеку мы узнали вкусы Салливана в футболе.
- У нас достаточно хороший контакт, так как оба мы являемся болельщиками "Арсенала". На одной из тренировок появился в свитере Арсенала, я подошел к нему поздороваться, сам будучи одет в похожий костюм. Потом увидел, что есть с кем разделить свою страсть. Каждый раз, когда мы виделись, нам нравилось сидеть рядом и говорить о канонирах - передал Думек.
Некоронованный мастер
Как в Торуне, так и в Ченстохове, Райан Салливан, запомнится как один из самых выдающихся иностранцев, которые в истории этих клубов защищали их цвета. Большим уважением пользуется он также, в частности, в Питерборо, где в течение нескольких лет был движущей силой тамошних Пантер.
Ценят его и его соотечественники. Во время завершающего прошлогоднего турнира цикла Гран-При в Австралии, организаторы напомнили болельщикам о звездах из Австралии. В присутствии заполненного болельщиками Etihad Stadium в Мельбурне на специальной платформе появились Джейсон Крамп, Ли Адамс, и Тодд Уилтшир. Не обошлось, конечно, и без героя этой истории, Райана Салливана, который сейчас ведет счастливую жизнь с полькой Полиной, которой сакраментальное "да" на свадебном церемонии произнесла в 2011 году.
Карьеру мотогонщика австралиец решил завершить перед началом сезона 2013. Он выпустил специальное заявление, в котором указал причину своего решения (сохранение боли в руке после травмы, перелома нескольких костей запястья), а также поблагодарил всех, кто поддерживал его и сотрудничали с ним.
- Одна вещь, которой я рад - это то, что я никогда не забуду своего последнего заезда. Конечно, это было приятно завершить карьеру, несмотря на то, что этого тогда не знал - передал тогда "Салли". Он имел в виду уже упомянутый заезд в Зелена-Гуре, когда это привез бронзовую медаль КЧП для Унибакса Торунь.
Хотя Салливан сказал перед стартом турнира "пасс", это был еще не конец его стартов! В течение сезона перед лицом неприятностей Унибакса Торунь дал уговорить себя вернуться в спидвей. Еще один, единственный раз, захотел помочь торуньскому клубу. Вышло ему это по среднему.
Индивидуальным Чемпионом Мира никогда не был. Он доказал, однако, что вы можете, его запомнить как великого спортсмена без официальных названий. Потому что и в Торуни, и в Ченстохове, Райан Салливан в свое время был просто лучшим в мире. Незаменимым.
- Уверенность, надежность, полное понимание целей, которые являются для команды, это было у него в полной мере. Ну и большое уважение к товарищам по команде, работал с ними, и наоборот, они работали с ним. Это был наш очень хороший иностранец. Я думаю, что один из лучших во Влукняже в целом, - подытожил австралийца после нескольких лет сотрудничества, почетный президент ченстоховского клуба, Мариан Масланки.
Матеуш Макух

Теги:
Источник:
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Источник: